Ольга Романова приняла участие в работе научно-экспертного совета Комитета по аграрным вопросам ГД РФ

Ольга Романова приняла участие в работе научно-экспертного совета Комитета по аграрным вопросам ГД РФ

18 июня 2019 состоялось расширенное заседание Научно-экспертного совета Комитета по аграрным вопросам на тему: «Законодательные аспекты рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения».
Ольга Романова, адвокат, управляющий партнер «РАТУМ», приняла участие в работе экспертного совета и представила свои предложения по совершенствованию законодательства в сфере рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.
ТЕЗИСЫ: Аграрный комитет_18062019_тезисы Романова

По итогам работы расширенного заседания Научно-экспертного совета Комитета по аграрным вопросам было принято решение рекомендовать:
1. Правительству Российской Федерации и профильным федеральным органам исполнительной власти:
1.1. Рассмотреть вопрос о корректировке Распоряжения Правительства РФ от 03.03.2012 № 297-р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012 – 2020 годы» в части отказа от исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории.
1.2. Пересмотреть подходы к проведению реформы земельного законодательства с учетом сохранения и усиления принципа приоритета охраны земель сельскохозяйственного назначения и их использования в качестве средства производства в сельском хозяйстве перед другими видами использования, а также межсекторального значения и потенциала института землеустройства.
1.3. Ускорить доработку и внесение в Государственную Думу законопроекта, направленного на:
• установление порядка проведения государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий;
• определение полномочий общего собрания участников долевой собственности и органа местного самоуправления по определению размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах, в виде простой правильной дроби;
• уточнение понятия земельной доли;
• расширения перечня случаев, когда земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться без проведения торгов;
• установление возможности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства;
• совершенствования процедуры изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
• совершенствования порядка признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, в том числе с применением механизмов, используемых для выморочного имущества;
• установление прогрессивной шкалы повышающего коэффициента к ставке земельного налога за сельскохозяйственные земли в зависимости от продолжительности их неиспользования;
• усиление административной ответственности за порчу земли.

1.4. Рассмотреть вопрос о проведении сплошной инвентаризации земельных
ресурсов страны.
1.5. рассмотреть возможность внесения изменения в федеральное законодательство в части предоставления права субъектам РФ утверждать Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в целях охраны земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в целях предотвращения ликвидации загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, в целях восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
1.6. В целях оптимизации процедуры принудительного изъятия земельных участков рассмотреть возможность сокращения с 5 до 3 лет периодов между плановыми проверками в зависимости от категории риска, в том числе для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска.
1.7. Рассмотреть целесообразность установления срока 5 лет для освоения вновь приобретаемых земель пользователями земельных участков, которые по критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ», можно отнести к неиспользуемым земельным участка на дату приобретения права на земельный участок.
1.8. Продолжить наращивать уровень государственной поддержки в целях обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, развития мелиорации земель (в том числе с использованием механизма единой субсидии, иных финансовых и нефинансовых инструментов).
1.9. Создать условия для привлечения инвестиций в мелиоративный комплекс в целях увеличения объема производства продукции растениеводства на мелиорированных землях.
1.10. В целях модернизации мелиоративных фондов разработать меры по стимулированию при проектировании, строительстве и реконструкции гидромелиоративных объектов применения инновационных технических решений и современных технологий, обеспечивающих экономию водных и энергетических ресурсов и охрану окружающей среды.
1.11. Рассмотреть возможность разработки мер, направленных на проведение комплексных мелиоративных мероприятий на невостребованных, необрабатываемых земельных участках сельскохозяйственного назначения, в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственное производство.
1.12. реализовать меры, направленные на восстановление системы профессиональной и научной подготовки кадров в области земельных отношений, землеустройства и кадастра.
1.13. Рассмотреть вопрос о формировании единого информационного ресурса о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения, содержащего пространственную основу, сведения о характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, на основе интеграции с информационным ресурсом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Аграрный комитет_18062019_тезисы Романова
2. Государственной Думе Федерального Собрания РФ:
2.1. Обеспечить компетентную подготовку и рассмотрение проектов федеральных законов:
• № 496293-7 «О внесении изменений в земельный кодекс РФ и некоторые законодательные акты РФ» (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков);
• № 554108-7 «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в части уточнения понятия «земельная доля»);
• № 660621-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О мелиорации земель» и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации»;
• № 681101-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования отношений в области охраны сельскохозяйственных угодий»;
• № 742816-7 «О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
• № 692466-7 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и другие законодательные акты в части размещения на земельных участках, предоставленных или приобретенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, объектов индивидуального жилищного строительства, предназначенных для проживания членов семьи крестьянского (фермерского) хозяйства».
2.2. Рассмотреть возможность подготовки и внесения законодательных инициатив, направленных на:
• совершенствование арендных отношений при использовании земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в части увеличения минимальных сроков аренды земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства;
• приведение в соответствие норм гражданского и земельного законодательства в части сроков подачи добросовестным арендатором заявления о заключении договора аренды земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, на новый срок.
3. Органам государственной власти субъектов РФ:
3.1. Завершить работы по утверждению перечней особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, с установлением границ таких угодий.
3.2. Усилить взаимодействие с органами, осуществляющими государственный земельный надзор, в целях выявления не используемых по целевому назначению земель сельскохозяйственного назначения, пригодных для вовлечения в хозяйственный оборот.
3.3. Повысить эффективность использования мелиорированных земель.

Comments are closed.
Request a call