Что делать для профилактики отравления медоносных пчел: взаимные действия сельхозпредприятий и пчеловодов
Этим летом большой общественный резонанс вызвала проблема гибели пчел.
Пчеловоды и общественность обвиняют агрохолдинги в неразумном и бесконтрольном применении пестицидов и агрохимикатов, которые стали причиной гибели пчел. Не всегда эти обвинения обоснованы и подтверждаются результатами официальных экспертных заключений.
В современных условиях сельскохозяйственное производство невозможно вести без применения химических средств защиты растений и агрохимикатов.
По оценке Минсельхоза, основными причинами гибели пчел стали:
- несоблюдение сельхозпроизводителями правил и норм применения пестицидов;
- привлечение к обработке полей лиц, не прошедших обучение по вопросам безопасного обращения с пестицидами;
- засоренность участков сорняками, которые являются медоносными растениями;
- несвоевременное оповещение пчеловодов о предстоящих обработках полей;
- отсутствие на границах обрабатываемых площадей знаков безопасности с информацией о мерах предосторожности и о сроках обработки.
Страдают в данной ситуации обе стороны. У пчеловодов гибнут пчелы, а сельхозпредприятия привлекают к административной ответственности, возмещению убытков.
Также появились случаи возбуждения уголовных дел по ч. 2 ст. 249[1] «Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений» УК РФ: «Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия». Статистика судебных дел за последние 10 лет показывает, что было всего 2 дела по данной статье, и связано это было с падежом скота, теперь возбуждают уголовные дела в связи с гибелью пчел.
Какие взаимные меры могут быть предприняты сельхозпредприятиями и пчеловодами, чтобы избежать негативных последствий?
Соблюдать правила должны как сельхозпредприятия, так и пчеловоды.
В Федеральном законе от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» указано, что лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (статья 25) (далее – Закон о безопасном обращении с пестицидами).
Государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами при осуществлении федерального государственного экологического надзора в РФ осуществляет Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, природоохранная прокуратура.
Кроме Закона о безопасном обращении с пестицидами контролирующие органы руководствуются:
Таблица 1. Нормативно-правовые акты в сфере применения пестицидов и агрохимикатов
Нормативно-правовой акт | Применяемые статьи |
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» | Абзац 7 Статьи 11. «Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц»:
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; |
Пункт 1 ст. 21. «Санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок»:
В почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. |
|
СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения и перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» (ред. от 28.03.2016) | 2.16. До проведения обработок пестицидами, не позднее чем за 3 дня, ответственные за проведение работ должны обеспечить оповещение о запланированных работах населения близлежащих населенных пунктов, на границе с которыми размещаются подлежащие обработкам площади, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные средства и другие способы доведения информации до населения) о запланированных работах.
На границах обрабатываемых пестицидами площадей (участков) выставляются щиты (единые знаки безопасности) с указанием “Обработано пестицидами”, содержащие информацию о мерах предосторожности и возможных сроках выхода на указанные территории. Знаки безопасности должны устанавливаться в пределах видимости от одного знака до другого, контрастно выделяться на окружающем фоне и находиться в поле зрения людей, для которых они предназначены. Убирают их только после окончания установленных сроков выхода людей для проведения полевых работ, уборки урожая и других.
|
2.26. В целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства и охраны пчел от воздействия пестицидов обработку участков следует проводить в поздние часы путем опрыскивания наземной аппаратурой с обязательным оповещением владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в Каталоге и рекомендациях по применению конкретных препаратов.
|
|
8.1. Обработки с использованием вентиляторных и штанговых тракторных опрыскивателей должны проводиться в ранние утренние или вечерние часы при скорости ветра не более 4 м/с, относительной влажности воздуха не менее 40 % и не более 80% и при температуре воздуха, указанной в рекомендациях по применению конкретных препаратов.
Инструментальный контроль метеорологических условий (измерение температуры, влажности воздуха и скорости движения ветра) производится исполнителями перед началом работ. |
|
9.5. Применение препаратов авиационным методом регламентируется Каталогом, настоящими Санитарными правилами, а также рекомендациями по применению конкретных препаратов.
Не допускаются авиаобработки препаратами, для которых в Каталоге не указана возможность использования авиации. |
|
Государственный каталог
пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (по состоянию на 2 апреля 2019) |
Очаговую обработку насаждений пестицидами следует проводить в ранние утренние (до 7 часов) или вечерние (после 22 часов) часы, в безветренную погоду.
В один прием обрабатываются участки площадью не более 5 га.
|
Приложение 2.
Классы опасности пестицидов для пчел и соответствующие экологические регламенты их применения |
|
Во всех случаях применение пестицидов требует соблюдения основных положений “Инструкции по профилактике отравления пчел пестицидами” (Москва, ГАП СССР 1989 г.); в частности – обязательно предварительное за 4-5 суток оповещение пчеловодов общественных и индивидуальных пасек (средствами печати, радио) о характере запланированного к использованию средства защиты растений, сроках и зонах его применения. | |
Инструкция по профилактике отравления пчел пестицидами” (Москва, ГАП СССР 1989 г.) | 3.1.1. Заблаговременно, но не менее чем за двое суток перед началом проведения каждой в отдельности обработки администрация хозяйства обязана оповещать население, ветеринарную службу о местах и сроках обработок, используемых препаратах и способах их применения. Пчеловодов пасек, расположенных в радиусе не менее 7 км от места применения пестицидов, администрация предупреждает о необходимости принятия мер по охране пчел от возможного отравления. |
Письмо Департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минселхоза РФ от 25.09.2017 № 19-К-4188/ог «Об обороте пестицидов, а также об изоляции пчел на месте» | Рекомендовано руководствоваться СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения и перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» (ред. от 28.03.2016) пп.2.16, 2.17. Уведомление за 3 дня. |
Таким образом, разными нормативными актами установлены разные сроки оповещения от 2 суток до 4-5 суток до начала обработки полей.
Анализ судебной практики показывает, что суды считают надлежащим оповещение – 3 дня до даты обработки полей.
Какие ошибки сельхозпредприятий при оповещении приводят к административной ответственности?
С целью предупреждения и профилактики отравления медоносных пчел, необходимо заблаговременно информировать население и пчеловодов, чьи пасеки расположены в радиусе 7-10 км от места проведения обработки пестицидами.
Часто, сельхозпредприятия пропускают небольшие села и хутора, забывают указывать их в объявлениях. Именно поэтому, рекомендуем заранее, в зимний период, провести самостоятельно анализ расположения населенных пунктов, которые располагаются рядом с земельными участками сельхозпредприятия. Сделать запрос в районную администрацию, в сельсоветы о населенных пунктах, расположенных рядом с вашими участками. Полученные ответы сохранить.
Почему мы рекомендуем указывать населенные пункты в радиусе 7-10 км? Радиус оповещения не менее 7 км установлен Инструкция по профилактике отравления пчел пестицидами” (Москва, ГАП СССР 1989 г.), примененная формулировка «не менее 7 км» позволяет проверяющим органам трактовать следующим образом. Например, пасека находится в радиусе 7 км 500 метров от поля, проверяющий могут указать вам, что вы должны были проявить должную осмотрительность, и оповестить население и пчеловодов за пределами радиуса 7 км.
На практике мы столкнулись с тем, что правоохранительные органы проверяют оповещение в радиусе 10 км. Доказывать и спорить всегда более затратно для бизнеса. Лучше перестраховаться и оповестить население и пчеловодов в радиусе 7-10 км.
Таблица 2. Ошибки при оповещении об обработке средствами защиты растений
Не правильно | Допущенные ошибки |
Газета Ивановского района Ивановской области “Рассвет” № 22 от 7 июня 2019:
“В ООО “Ивановский фермер” в ближайшие три дня будут проводиться обработки средствами химической защиты растений вблизи населенных пунктов Афанасово, Черново, Добрынинское, Иванцово” |
Не указана конкретная дата проведения мероприятий.
Не указан класс опасности СЗР.
|
Газета Корсаковского района Орловской области «Восход» № 23 от 10 июня 2019:
«С 30 мая начинаем обработку гербицидами на территории Новомихайловского сельского поселения. ИП Васильчиков С.Е.»
|
Оповещение должно проводиться перед началом каждой обработки, отдельно, нельзя просто указать с какой даты планируется проводить обработку.
Нарушен срок оповещения. Обработка начинается с 30 мая, публикация вышла 10 июня. Не указан класс опасности СЗР. |
Вторая, допускаемая ошибка. Делают стандартную публикацию на все случаи, без указания конкретных дат обработки, относят текст публикации в районную газету, и договариваются, что публикации будут выходить каждую неделю. При этом дата обработки в тексте публикации отсутствует, отсутствует класс опасности СЗР, список населенных пунктов один и тот же, без учета фактического расположения полей, которые будут обрабатываться.
Для чего и почему делаются такие публикации. Агрономы говорят, что им некогда бегать по редакциям газет, им надо в поле работать, кроме того, решения об обработке принимаются быстро, по погодным условиям. К сожалению, данные пояснения не освобождают от привлечения в административной ответственности.
Что можно сделать? Назначьте ответственного, например, секретаря, за размещение оповещений. Используйте все возможные источники размещения информации. Газета предполагает конкретные даты выхода, и это может быть для вас неудобно, но законом не запрещено разместить информацию на сайте сельсовета, уведомить администрацию сельского поселения и пчеловодов лично, под роспись, или направив им телефонограмму.
Рис.1. Требования к оповещению
Заботиться о сохранности пчел и применять профилактические меры должны не только сельхозпредприятия, но и пчеловоды.
Действия пчеловодов определяются «Инструкцией по профилактике отравления пчел пестицидами» от 14.06.1989 (далее – Инструкция).
Пчеловод имеет право на юридическую защиту (возмещение убытков в том числе) при наличии официальных документов:
- ветеринарно-санитарного паспорта пасеки;
- журнала пасеки, либо индивидуальных карточек пчелиных семей (что позволит рассчитать общую сумму ущерба). В данных документах должна быть отражена работа с пчелиными семьями, состояние пчелиных семей на дату осмотра (сила, количество корма, наличие пчелиной матки, ее возраст и т.д.);
- при факте отравления должны быть своевременно оформлены документы, подтверждающие факт и масштабы отравления пчел. Самыми необходимыми являются акт об отравлении пчел пестицидами, подписанный членами специально созданной комиссии, а также результаты ветеринарного обследования пострадавших пчелиных семей.
Зачастую вышеуказанные документы в полном объеме у пчеловодов отсутствуют, тем не менее, для защиты своих интересов, при подозрении на отравление пчел пестицидами, пчеловоды могут:
- срочно обратиться к власти с письменным заявлением и взывать представителя ветеринарной службы и администрации поселения для оформления акта отбора проб для последующего направления на экспертизу (п. 4.1., 4.4. Инструкции);
- для доказательства факта отравления пчел пестицидами собрать пробы пчел, меда и сотов для отправки на исследование в ветеринарную лабораторию (п.4.5. Инструкции).
При оформлении всех вышеуказанных документов, можно обратиться с заявлением о возмещении убытков. Экономическая оценка ущерба рассчитывается согласно п.5 Инструкции.
РЕЗЮМЕ:
Сельхозпредприятия должны самостоятельно выяснить расположение пасек на территории, где они работают, уточнить контактные данные владельцев пасек. Персонально уведомлять их о проводимых сельхозработах.
Пчеловоды также должны проявлять инициативу, руководствоваться в своей деятельности «Инструкцией по профилактике отправления пчел пестицидами» и поддерживать контакты с сельхозпредприятиями, чтобы своевременно проводить профилактические мероприятия, предусмотренные Инструкцией.
СПРАВКА.
Документы, которые истребуют Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении проверки:
- перечень и картограммы полей на которых выращиваются сельскохозяйственные культуры и осуществляются их обработка наземным способом пестицидами и агрохимикатами, копии документов подтверждающих право собственности или договора аренды;
- перечень пестицидов и агрохимикатов, регламенты их применения, меры безопасности примененных на обрабатываемых полях;
- документы по организации обработок сельскохозяйственных полей: журнал учета применения пестицидов на полях сельхозназначения, данные о метеорологических условиях (скорость движения ветра) в период внесения пестицидов и агрохимикатов, данные о времени проведения обработок полей пестицидами и агрохимикатами;
- документы, подтверждающие оповещение о запланированных работах населения через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные средства и другие способы доведения информации до населения).
[1] Глава 26. «Экологические преступления» Уголовного кодекса РФ