Конституционный Суд РФ о пересчете земельного налога
В Определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2014 № 1555-О выражена позиция о пересчете земельного налога при установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
В Конституционный Суд РФ обратилась организация с жалобой об оспаривании конституционности п.1 ст. 391 НК РФ, согласно которому база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. По мнению заявителя, данное положение по смыслу, который придается ему в правоприменительной практике, не позволяет пересматривать базу по земельному налогу за предыдущий период при изменении судом кадастровой стоимости участка.
Согласно материалам, представленным организацией в КС РФ, в 2008 г. была утверждена кадастровая стоимость земельного участка заявителя. Размер этой стоимости он оспорил в арбитражном суде, поскольку по результатам составленного в 2010 г. заключения оценщика рыночная стоимость существенно отличалась от утвержденной кадастровой. Арбитражный суд требования налогоплательщика удовлетворил и принял решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере ее рыночной цены. Это решение вступило в силу в 2012 г., и организация подала уточненную декларацию по земельному налогу за 2011 г., полагая, что в данном периоде применяется величина стоимости участка, установленная по решению суда. Однако инспекция не согласилась с позицией налогоплательщика. Арбитражные суды также поддержали налоговый орган, указав, что, поскольку решение суда об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной цены вступило в силу в 2012 г., ее величина должна применяться только с 1 января 2013 г., т.е. со следующего налогового периода. В обоснование суды ссылались на п.1 ст. 391 НК РФ: стоимость участка изменена в течение года, следовательно, как налоговая база она может использоваться только в следующем году (по состоянию на 1 января налогового периода).
КС РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы организации. Однако в комментируемом Определении содержатся некоторые выводы. В частности, суд указал, что в соответствии с ч.8 ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей до 22 июля 2014 г., установление рыночной стоимости объекта и недостоверность сведений об объекте, используемых при определении его кадастровой стоимости, представляют собой два независимых основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости (в настоящее время аналогичная норма содержится в ч.11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности). Кроме того, КС РФ сослался на Определение от 01.03.2011 N 280-О-О, согласно которому установление! кадастровой стоимости по результатам массовой оценки и возможность ее пересмотра с использованием индивидуально определенной рыночной стоимости земельного участка само по себе не нарушает принцип равенства налогообложения и не предусматривает произвольного характера определения базы по земельному налогу. Таким образом, из позиции КС РФ можно сделать вывод, что изменение кадастровой стоимости в соответствии с решением суда не является доказательством недостоверности содержащихся в госкадастре сведений, утвержденных ранее органом исполнительной власти субъекта РФ.
Обратим внимание, что к рассматриваемому Определению приложено особое мнение судьи К.В. Арановского. Исходя из его позиции, можно предположить, что за налогоплательщиком оставлено право пересчитать налоговую базу за предыдущие периоды. Однако для этого он должен доказать, что установленная органом исполнительной власти субъекта РФ кадастровая стоимость существенно отличается от рыночной, определенной по результатам оценки в тот же период и по состоянию на ту же дату, чем нарушаются права и законные интересы налогоплательщика. В данном случае речь будет идти о восстановлении судом нарушенного права. Однако изменение стоимости земельного участка, в том числе рыночной, может быть связано с положением на рынке. В этой ситуации утверждение кадастровой стоимости земельного участка по результатам массовой оценки не нарушает прав налогоплательщика. Если рыночная стоимость объекта изменилась и правообладатель обращается в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной цены, то пересчет базы по земельному налогу за предыдущие периоды неправомерен, поскольку в эти периоды стоимость земельного участка была обоснованной.
Помимо этого, налогоплательщикам, добившимся пересмотра кадастровой стоимости земельных участков, следует обратить внимание на Постановление Президиума ВАС РФ от 11.02.2014 N 13839/13. В данном судебном акте Президиум ВАС РФ указал, что местная администрация вправе оспаривать решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
(Подготовлено с использованием материалов «КонсультантПлюс»)