Экспертное мнение для журнала “Агроинвестор” от Ольги Романовой
7 октября 2019 вышел 3-й рейтинг агрохолдингов по посевной площади, подготовленный журналом “Агроинвестор”. Ольга Романова, управляющий партнер “РАТУМ”, прокомментировала ситуацию на земельном рынке:
“Как получают землю
Перераспределение сельхозземель возможно не только за счет сделок между крупными игроками, как считают некоторые эксперты. Например, по словам управляющего партнера юридической группы «Ратум» Ольги Романовой, в России все еще остается много сельхозземли в долевой собственности, которая не выкуплена на единого собственника. Ее количество зависит от региона и присутствия там крупных холдингов. При этом молодые люди, владеющие паями, в отличие от старшего поколения, не спешат продавать свои участки, поскольку понимают, что это пожизненный дополнительный доход. «Поэтому, если есть несколько паев, часть они могут продать, а часть сдавать в аренду, тем более что ставки по ней сейчас повышаются», — говорит Романова.
Также, что бы ни говорили, но работает процедура изъятия и продажи на торгах неиспользуемых земель сельхозназначения, однако здесь тоже многое зависит от политики региона, продолжает она. Например, в Белгородской области в этом плане очень высокий уровень контроля, процедура прописана на уровне местного законодательства. Правда, при перераспределении активов таким образом может возникать коррупционная составляющая и другие неприятные моменты, когда землю забирают у небольших предприятий, признает Романова.
Кроме того, продолжаются судебные споры за земли, которые фермеры получали в начале 1990-х, но не оформили должным образом. «Если участок не был поставлен на кадастровый учет и легализован, может оказаться, что его занял и оформил на себя какой-то агрохолдинг, и в этом случае наследникам для восстановления своих прав придется поднимать архивные документы, картографические материалы и в суде доказывать, что агрохолдинг не имел права регистрировать на себя эту землю», — комментирует Романова.
Еще одна категория — перераспределение земель банкротящихся предприятий, и здесь появился новый нюанс. «Сейчас банкротится много средних и больших хозяйств, у которых были заключены договоры аренды муниципальной и федеральной земли, с владельцами земельных долей, что-то было в собственности. Некоторые компании незадолго до банкротства продают земли и переуступают другим предприятиям права аренды. Но банкротное законодательство ужесточилось: идет активное привлечение руководителей к субсидиарной ответственности и признание сделок недействительными, — рассказывает Романова. — Если раньше могли отменить сделки, проведенные в течение года до банкротства, то сейчас срок увеличился до трех лет». То есть, компания или фермер может выкупить право аренды, работать на земле, а в один прекрасный момент приходит конкурсный управляющий и говорит, что сделка может быть признана недействительной, эта земля может быть передана в конкурсную массу, и вы можете приобрести ее на торгах, но это не гарантировано. «Раньше таких случаев было меньше, сейчас же у меня в практике немало подобных дел», — добавляет Романова.”
Полный текст статьи и данные рейтинга по ссылке:
https://www.agroinvestor.ru/rating/article/32525-lidery-agrorynka-rasshirili-posevy/